Типы лесозаготовительных машин. Трелевочная машина

Пн-Пт - с 08:15 до 17:15
Сб, Вс — выходной

Типы лесозаготовительных машин. Трелевочная машина

Статьи

Экскурс в историю.

В СССР после окончания Второй Мировой войны крайне остро возникла необходимость в более больших объемах древесины для восстановления разрушенных сел, городов, фабрик и заводов, чем могла предложить на то время лесозаготовительная промышленность. Наиболее узким местом была гужевая трелевка. Даже применение сельскохозяйственных тракторов не давало должного эффекта, так как они были плохо приспособлены для движения по лесосеке. И за границей на то время не было техники, которая могла бы эффективно работать на лесосеке.

Известно, что одной из наиболее трудо- и энергоемкой операцией лесосечных работ является трелевка, и все попытки её механизировать не давали должного эффекта, нужен был специальный трелевочный трактор. Были определены основные технические требования. Его конструкция и все технические параметры должны обеспечивать маневрирование по лесосеке, свободное прохождение над пнями, движение по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого привлекли военных, ведь они во время прошедшей войны приобрели громадный опыт создания и модернизации техники. И на Кировском заводе в 1948 г. был разработан и изготовлен менее чем за год первый в мире трелевочный трактор под руководством известного танкостроителя генерал-полковника, инженера Ж.Я. Котина. Над его созданием работали конструкторы ленинградского Кировского завода и института Гипролесмаш, а также коллективы ученых Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова и ЦНИИМЭ.

Трактор КТ-12 (аббревиатура «КТ» означает «Кировский трелевочный») весил 5,8 тонны и имел удельное давление на грунт, как и рассчитывали конструкторы, 400 грамм на квадратный сантиметр (или 0,04 МПа в современном исчислении) и достаточно высоким дорожным просветом (расстояние от низшей точки корпуса до земли) – 50 сантиметров. Трактор имел двигатель с газогенераторной установкой, мощность которого была невелика – всего 37 лошадиных сил (27,2 КВт) и работал на древесной чурке. Применена нетрадиционная для тракторов трансмиссия, позаимствованная у боевых машин. Впервые опробована рычажно-балансирная подвеска, обеспечивавшая устойчивое движение трактора через пни и поваленные деревья. Средняя скорость трактора без нагрузки при движении по ровной местности составляла 10 км/ч. Для механизированного набора пачки хлыстов он был оснащен небольшой лебедкой с приводом от вала отбора мощности, расположенной за кабиной водителя. На задней части рамы имеется погрузочный щит, который при наборе пачки опускался на землю. Когда лебедка затаскивала канатом концы прицепленных хлыстов на щит, он поднимался на раму, и трактор перемещал пачку по лесосеке в полупогруженном положении. Для зацепки хлыстов и облегчения набора пачки были специальные приспособления – чокеры и скользящее оборудование.

Трактор КТ-12 обладал хорошей проходимостью, поэтому успешно справлялся со своими нелегкими обязанностями. Производительность КТ-12 была довольно высокой: при расстоянии трелевки 500 м она составляла 25…30 кубометров древесины в смену. Рабочие ласково называли его «котиком»… За разработку оригинальной конструкции трелевочного трактора Ж.Я. Котин, С.Ф. Орлов и А.В. Фролов были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.

Сравнительные характеристики отечественных трелевочных тракторов и трактора FMC-180 приведены в таблице:

 

ТМ-96

КТ-12

ТТ-4М

FMC-180

Мощность, кВт

220,8

27,2

95,5

87

Максимальная скорость, км/ч

45

10

10,23

22,8

Длина опорной поверхности гусениц, мм

3 315

-

-

-

Дорожный просвет, мм

425

540

537

480

Грузоподъемность машины, кг

3 000

-

7 000

8 500

Полная масса буксируемого прицепа, кг

14 000

-

15 000

-

Габаритные размеры машины, мм:

— длина

6 280

4 505

6 070

5 692

— ширина

2 780

1 850

2 700

2 133

— высота

1 865

2 415

2 957

2 794

Ширина гусеницы, мм

560

340

550

406

Снаряженная масса, кг

13 750

6 000

13 900

8 844

По данным ЦНИИМЭ, сегодня в лесозаготовительной отрасли России работает порядка 20 тыс. ед. техники для хлыстовой технологии заготовки древесины. Из них около 4% импортной. В сегменте техники для сортиментной заготовки леса лидирующее положение принадлежит компании John Deere. Российские производители, работающие в этом сегменте рынка, не выдерживают конкурентной борьбы, а потому вынуждены приспосабливаться.

Заводы заняты не расширением модельного ряда, а поиском новых рынков для базовых шасси тракторов – возможности монтажа на шасси разнообразного рабочего оборудования: лесозаготовительного, кранового, бурильного, геологоразведочного, пожарного, для строительства трубопроводов, обслуживания трасс ЛЭП и др.

Еще один серьёзный недостаток низкой конкурентоспособности российских производителей – очень плохо налаженная (точнее – её отсутствие) сеть сервисного обслуживания техники.

Определения

Трелёвка – транспортировка поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку (верхний склад).

Вывозка – транспортировка лесоматериалов за пределы лесосеки, погрузочной площадки, леса. Чаще всего производится на нижний склад или непосредственно покупателю, в зависимости от технологии лесосечных работ.

Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.

Трелевка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.

Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.

Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:

  • по виду трелёвки: за комли, за вершины;
  • по техническим средствам: гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
  • по способу формирования пачки: чокерная, бесчокерная;
  • по характеру перемещения груза: волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.

Валочно-трелевочная машина (ВТМ) — лесозаготовительная машина для срезания и повала деревьев, формирования пачек и транспортирования (трелёвки) их к лесовозной дороге. ВТМ состоит из тягача (гусеничного или колёсного трактора) и навесного оборудования — цепного пильного механизма, манипулятора и коника. Наряду с ВТМ применяют валочно-пакетирующие и валочные машины, которые в отличие от ВТМ не производят трелёвку деревьев.

Felling-skidding machine – валочно-трелёвочная машина.

Feller-skidder – валочно-трелёвочная машина (с трелёвкой деревьев в полупогружённом положении).

Feller-forwarder – валочно-трелёвочная машина (с трелёвкой деревьев в полностью погружённом положении).

Трелёвочный трактор (Скиддер)

Трелёвочный трактор (Скиддер) – транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. В технологические задачи трелёвочных тракторов входит сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования (лесовозной дороги или верхнего склада). Транспортировка деревьев и хлыстов ведётся волоком (методом частичной погрузки).

Трелёвочные тракторы отличаются компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу либо захват (гидроманипулятор) для частичной погрузки (подвешивания) деревьев (хлыстов). Трелёвочные тракторы оборудуются лебёдками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает удельное давление на грунт.

Харвестер

Харвестер (от harvest «собирать урожай») – многооперационная лесозаготовительная машина, предназначенная для валки, обрезки сучьев и раскряжевки сортиментов на лесосеке.

Установленный в кабине оператора компьютер позволяет управлять работой головки комбайна и задавать длины кряжуемых сортаментов. Программа имеет автоматический режим для достижения максимального выхода деловой древесины при раскрое, ведёт учёт количества заготовленной древесины и её породного состава.

Форвардер

Форвардер – транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. В технологические задачи форвардеров входит сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада.

Конструктивно форвардер представляет собой самоходную двухмодульную машину, состоящую из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Форвардер вместе с лесозаготовительным комбайном используется при лесозаготовке по так называемой скандинавской технологии, при которой результатом работы на лесосеке является уже готовый к дальнейшей переработке сортимент.

Общее устройство валочно-трелёвочной машины (на примере валочно-трелёвочной машины ЛП-49).

Общее устройство валочно-трелёвочной машины

Валочно-трелёвочная машина ЛП-49:

  1. базовый трактор;
  2. ходовая система;
  3. толкатель;
  4. кабина;
  5. колонна (манипулятор);
  6. стрела;
  7. рукоять;
  8. коник;
  9. захватно-срезающее устройство.

Классификация машин.

В зависимости от используемых для сбора и фиксации поваленных деревьев механизмов, различают:

  • Чокерные (англ. Cable skidder) (ТДТ-55, ТЛТ-100А, John Deere 640H), осуществляющими трелевку деревьев, срубленных вальщиками с бензопилами.
  • Безчокерные (англ. Grapple skidder) (с захватом, с гидроманипулятором) трелёвочные трактора (ЛТ-154, John Deere 648H), работающие в паре с валочно-пакетирующей машиной.

В зависимости от типа движителя различают:

  • колёсные (например Caterpillar 545C).
  • гусеничные (например Caterpillar 527).

Производители.

В СССР и России

В мире

  • Барнаульский завод «Леспожмаш»
  • Онежский тракторный завод
  • Алтайский тракторный завод
  • Сыктывкарский механический завод
  • Пермское производственное объединение «Коммунар»
  • Плесецкий ремонтно-механический завод
  • Харьковский тракторный завод – базовый трактор
  • Радомышльский машиностроительный завод им. Октябрьской Революции
  • Кировский завод – базовый трактор
  • John Deere
  • Caterpillar
  • Tigercat Forestry Equipment
  • LKT

Характеристики трелевочных тракторов ТЛТ-100А / ТЛТ-100-06.

Трелевочный трактор ТЛТ-100А (Онежец-120) разработан для выполнения комплекса лесозаготовительных работ. Он предназначен для трелевки деревьев, хлыстов и сортиментов. Трелевочник оборудован лебедкой и специальным устройством для формирования воза, погрузки его на щит трактора, транспортировки и разгрузки. С помощью толкателя выполняет работы по подготовке волоков, погрузочных площадок, по ремонту усов и дорог, по окучиванию пачек деревьев и хлыстов на погрузочных площадках.

Технические характеристики трелевочных тракторов ТЛТ-100-06.

При помощи толкателя выполняет работы по подготовке волоков, погрузочных площадок, по ремонту усов и дорог, по окучиванию пачек деревьев и хлыстов на погрузочных площадках.

Трелевочный трактор ТЛТ-100А-06 (Онежец-110) является модификацией ТЛТ-100А (Онежец-120) сущность которой – оснащение его ходовой системой повышенной проходимости с более широкой гусеницей и двухступенчатыми бортовыми редукторами с приближенными к опорной поверхности ведущими колесами большого диаметра. Эти изменения позволяют увеличить длину и ширину рабочей поверхности трактора, что приводит к резкому повышению проходимости трактора на грунтах с низкой несущей способностью и при глубоком снежном покрове, а также к увеличению боковой устойчивости машины.

Звенья гусениц трелевочного трактора ТЛТ-100А-06 увеличенной ширины обеспечивают малую повреждаемость почвы при поворотах трактора, что уменьшает вредное воздействие на лесные грунты. За счёт лучших тягово-сцепных свойств, производительность ТЛТ-100-06, в сравнении с ТЛТ-100А возрастает в среднем на 30% при снижении удельного расхода топлива на единицу стрелеванной древесины более чем на 20%. При этом преимущество трелевочного трактора повышенной проходимости возрастает тем более чем тяжелее грунтовые условия. Трелевочный трактор ТЛТ-100А-06 (Онежец-110) может быть оснащена гусеницей шириной 480 мм и шагом (в этом случае он получает обозначение ТЛТ-100А-04) для работы на плотных или каменистых грунтах.

ТЛТ-100-06 Онежец-110 является хорошей базой для лесозаготовительных машин, к которым предъявляются повышенные требования по их продольной и поперечной устойчивости (челюстной погрузчик, сучкорезная машина, пакетоподборщик).

Технические характеристики трелевочных тракторов ТЛТ-100А-06

Автор: менеджер коммерческого отдела М.С. Колосов.

Источники:
ru.wikipedia.org
dic.academic.ru
www.promwood.com
www.mir-lzm.ru

Письмо директору

При отправке данных, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Отправить заявку

При отправке данных, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Узнайте цену

При отправке данных, вы принимаете условия пользовательского соглашения